Пайка медного радиатора своими руками и ее особенности

Как запаять автомобильный радиатор

Радиаторами называют большое семейство устройств, которые, в силу своей конструкции призваны излучать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и название их, созвучное со многими словами в иностранных языках. Например, по-английски «radiate» — излучать.

В различных областях современной жизни эти устройства встречаются очень часто и принцип их работы очень схож. Но когда заходит разговор о ремонте радиаторов, чаще всего имеет в виду радиаторы системы охлаждения автомобиля.

Определение места повреждения

Автомобильные радиаторы подвержены наибольшему риску повреждения, так как работают в условиях температур с разными знаками, под воздействием сильных вибраций. Не исключены и случаи механического повреждения таких устройств.

Реже ремонтируют радиаторы кондиционеров, которые используются в роли конденсоров и испарителей. Но такие случаи тоже бывают. Очень неприятно, когда вдруг в шикарном авто в жаркое время года внезапно перестанет работать климат-контроль.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов ремонта является пайка радиаторов. При повреждении автомобильного радиатора очень важно своевременно выявить неисправность и попытаться ее устранить.

Авторадиатор, входящий в состав системы охлаждения двигателя, является очень важным ее компонентом. Конструктивно это устройство представляет собой два вертикальных бачка, соединённых большим количеством тонких горизонтальных трубок. Циркулирующая в них охлаждающая жидкость посредством естественного теплообмена отдает тепло в воздух и остывает. Для улучшения теплоотдачи поверхности трубок, соприкасающиеся с окружающим воздухом, увеличивают. Для этого к ним припаивают тонкие металлические пластинки – оребрение.

Признаками повреждения радиатора является повышение температуры двигателя при работе, а также снижение уровня охлаждающей жидкости. Конечно, потеря жидкости может происходить и не только через радиатор, но чаще всего причиной является именно этот узел. Визуально крупные повреждения можно определить, наблюдая течь охлаждающей жидкости. Но на горячем двигателе сделать это будет довольно сложно, так как антифриз будет сразу испаряться. Некоторые составы окрашивают специальными пигментами, которые остаются на поверхности детали после высыхания, что помогает выявить место повреждения.

Если установлено, что течь произошла в радиаторе, а повреждения не видно, необходимо снять устройство с автомобиля, предварительно слив охлаждающую жидкость. После этого необходимо закрыть все отверстия, оставив одно, и подавать в него воздух под небольшим давлением, опустив радиатор в емкость с водой. По выходящим пузырькам воздуха можно будет определить расположение отверстия.

Ремонт медных радиаторов

Не всегда повреждённый элемент подлежит замене на новую деталь. Часто пайку радиатора охлаждения двигателя можно произвести своими руками. Никакое сложное оборудование для этого не потребуется.

Достаточно иметь довольно мощный паяльник, оловянно-свинцовый припой ПОС-60 или ЗИЛ-2 (для латуни можно использовать ПОС-40) и флюс (канифоль, разбавленная спиртом).

Электрический прибор вряд ли подойдёт для того, чтобы паять трубки или припаивать латунные патрубки к бачкам радиатора. Чаще всего используют устройства, которые нагреваются в печи или в пламени паяльной лампы. Способ пайки таким паяльником своеобразен:

  • детали, которые необходимо спаивать, предварительно нужно зачистить и нагреть феном, паяльной лампой или на печи;
  • горячая деталь должна быть хорошенько обработана флюсом для устранения с ее поверхности оксидных пленок;
  • припой к месту шва доставляют не на жале паяльника, а прямо подачей оловянного прутка;
  • разогретым паяльником его распределяют по месту спайки.

Если течь обнаружена в одной из охлаждающих трубок, можно использовать для устранения неисправности газовую горелку. Чтобы подобраться к поврежденному месту и произвести работу качественно, нужно аккуратно удалить пластинки оребрения. Сделать это можно, применив специальную абразивную насадку к портативной дрели. Сразу можно и очистить поврежденное место.

Нагревая трубку горелкой, необходимо охватывать как можно большую площадь, чтобы обеспечить достаточную температуру для наложения шва и при этом не перегреть медную трубку. Припой в виде прутка или паяльной проволоки вводится в зону пайки, когда деталь будет разогрета до нужной температуры и обработана флюсом.

Пайка радиаторов кондиционера автомобиля осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что нужно стравливать хладагент из системы, соблюдая меры предосторожности. Вообще работы по ремонту трубок и радиаторов лучше доверить специалистам, если нет опыта в пайке.

В случае алюминия

При повреждении алюминиевых радиаторов, ремонт будет несколько сложнее. Проблема заключается в том, что алюминий качественно спаять очень сложно. На поверхности материалов очень быстро образуется оксидная пленка, которая препятствует прилипанию припоя. В последнее время радиаторы, целиком изготовленные из алюминия, не применяют, а используют конструкции выполненные наборным способом из алюминиевых трубок, впрессованных в корпуса пластмассовых бачков.

Если же всё-таки возникла необходимость пайки алюминия, можно воспользоваться специально приготовленным для этого флюсом. Он представляет собой канифоль, в которую при застывании добавлены металлические опилки. Пользоваться таким флюсом надо быстро и умело. Можно купить специальный флюс для алюминия и подходящий припой, например, кастолин. Флюсовый состав наносят на предварительно разогретую поврежденную поверхность и после этого расплавляют паяльником.

Осуществляя поступательные движения, жалом зачищают алюминиевую поверхность. При этом металлические стружки и опилки, находящиеся в составе флюса, действуют как абразив, снимая загрязнение и оксидную пленку. Канифоль при этом сразу же покрывает очищенное место, не допуская к нему кислород. Далее пайка происходит так же, как и в случае с деталями из меди.

Ремонт деталей системы охлаждения

Кроме радиатора, в процессе охлаждения двигателя участвуют еще очень много узлов и деталей. Это и термостат, и радиатор отопления салона, и много других. Все они соединяются различными резиновыми и пластиковыми трубками и шлангами. В условиях постоянной вибрации и колебаний температуры (особенно зимой), изделия из пластика могут ломаться. Если возникла трещина в пластмассовом корпусе, а сам материал вокруг нее крепкий, можно заклеить трещину двухкомпонентным бензо- маслостойким клеем.

Менее ответственные пластиковые детали, которые не работают под давлением (кронштейны, подставки), можно отремонтировать, применив пайку. Для этого достаточно разогреть паяльником верхний слой полимера на стыках обеих частей детали, плотно прижать их друг к другу после этого и дождаться остывания.

Читать еще:  Современные системы отопления частного дома: виды

Ремонт радиатора: Паяльники наголо!

Середина осени – последний срок, когда можно привести в порядок систему охлаждения перед заливкой свежего антифриза. Известного, кстати, не только своей морозоустойчивостью, но и способностью просачиваться даже через микроскопические щели. А тут, как назло, потек радиатор…

Паять – не клеить

На первый взгляд, в эпоху суперклеев, «холодной сварки» и прочей всемогущей химии браться за такое архаичное дело, как пайка, вроде неловко. Но при ремонте радиаторов использование полимерных препаратов далеко не всегда оправдано. Не стоит забывать о вибрациях, перепадах температур, разности коэффициентов теплового расширения металла и пластмассы; а если добавить сюда еще ценовой фактор и прочностные показатели… Например, в местах, где патрубки крепятся к бачкам, «холодная сварка» не всегда выдерживает вибронагрузки, которые передаются от двигателя через резиновые шланги. То же самое можно сказать о заливной горловине. А растворяющиеся в тосоле присадки при определенных условиях приводят к снижению пропускной способности радиатора. Словом, паяное соединение ничем не хуже клеенного. Главное, чтобы ваш радиатор не был алюминиевым – этот металл паяют по особой технологии.

Особенности

Традиционно считалось, что паять радиатор, даже латунный, могут только специалисты – медянщики. На самом деле, ничего хитрого в этом нет, главное – найти паяльник нужных размеров и мощности да освоить пару несложных приемов. К тому же, процедуру пайки можно повторять снова и снова неограниченное количество раз – до достижения полного успеха.

Пайка такого крупного узла как радиатор имеет свои особенности. Во-первых, место утечки обычно загрязнено отложениями охлаждающей жидкости или продуктами окисления. Во-вторых, требуется нагревать большую массу металла. И наконец, нужно учитывать вибрации кузова, поэтому при ремонте наиболее нагруженных элементов (патрубков, мест крепления радиатора к кузову) для прочности следует накладывать больший слой припоя, чем рекомендуется обычно.

Пока паяльник холодный, его жало нужно освободить от окалины напильником, по мере нагрева смазать рабочую кромку флюсом и тщательно покрыть слоем припоя, как бы втирая его. Если это не сделать, возникнут проблемы с прогревом деталей и набиранием припоя на жало.

Место пайки необходимо до блеска очистить скальпелем или наждачной бумагой. Если вы собираетесь запаять отверстие в бачке или трубке радиатора, по его краям следует очистить полосу шириной 3-4 мм, а саму пробоину освободить от загрязнений. Бывает, что, только вырезав соседнюю трубку, можно добраться до протекающей. Впоследствии ее нужно полностью заглушить – устройство радиатора позволяет лишить его определенной части «сот» (до 20%). При ликвидации трещины в месте крепления патрубка нужно расчистить щель и ее края. В любом случае не забудьте вылить из радиатора охлаждающую жидкость и оставить горловину открытой.

Очищенное место пайки нужно хорошо прогреть паяльником, после этого расплавившаяся канифоль ляжет тонким слоем (избегайте перегрева, при 315°С она обугливается).

Набрав на паяльник припоя и перенеся его на нагретую деталь, несколько раз проведите по металлу жалом. Если все сделано правильно, припой стечет с жала и закрепится на местах, покрытых флюсом.

В случае, когда на залуженной поверхности останутся не покрытые припоем раковины, нужно очистить их от остатков флюса, внести туда свежую канифоль и повторить лужение в данном месте.

После лужения на место пайки добавляют порцию припоя, который в расплавленном виде «натягивается» на отверстие или трещину. Чтобы не делать большой шов, на дыру можно наложить латку из жести. Шов больших размеров можно запаивать по частям, теплоемкость радиатора позволяет заново расплавить припой на одном краю шва, не нарушая уже остывший слой в его начале. Можно также, используя паяльник меньшей мощности, загладить уже застывший припой на еще теплой детали, чтобы придать ей товарный вид.

Этому учат в школе

Согласно учебникам по слесарному делу пайка – это процесс создания неразъемного соединения деталей специальным сплавом (припоем). В отличие от другого популярного метода – сварки, при пайке соединяемые металлы не расплавляются, плавится лишь припой, который смачивает обе детали и заполняет зазор между ними. После остывания и кристаллизации припой, сцепившись с обеими поверхностями, подобно клею, надежно связывает их. Прочность зависит от чистоты поверхностей, нагрева (важно расплавить припой, нагреть детали и определенное время выдерживать необходимую температуру). Значение имеют особенности выбранных припоя и флюса, а также свойства материалов ремонтируемых деталей.

Паяльник – половина успеха

В большинстве случаев для пайки радиатора нужен массивный паяльник мощностью не менее 100 Вт. Но поврежденную трубку вполне можно паять и обычным 60-ваттным. Многое зависит от того, насколько эффективно паяльник передает свою температуру детали. Это, в свою очередь, обусловлено правильностью залуженности жала, наличием достаточного количества припоя в месте контакта жала с деталью и тем, под каким углом относительно ремонтируемой поверхности вы держите паяльник.

Кроме электрических, применяются также паяльники, нагреваемые на открытом огне. Принципиальной разницы в их использовании нет, разве что в процессе пайки приходится дополнительно контролировать нагрев и остывание рабочей части инструмента.

Секреты пайки радиаторов в домашних условиях

Практически для каждого автовладельца важно знать, что пайка радиатора вполне осуществима в домашних условиях. Перед тем как приступить к пайке автомобильных или иных радиаторов, необходимо ознакомиться с основными секретами этого процесса и получить определенные навыки работы с паяльником.

Схема автомобильного радиатора.

Нужно использовать определенные знания о свойствах цветных металлов:

  • при контакте с воздухом (точнее, с влагой, которая присутствует в воздухе) на поверхности металлов образуется оксидная пленка, которая противостоит получению надежного контакта металла и припоя;
  • для каждого металла существуют определенные припои и присадки (флюсы), ускоряющие реакцию взаимодействия;
  • чем выше температура поверхности, тем легче будет произвести пайку изделия.
Читать еще:  Расход электроэнергии теплого электрического пола: как снизить

Что такое обратная полярность и для чего она нужна.

Ремонт медного радиатора

Для пайки вам необходимо иметь небольшой набор инструментов и материалов. Сюда должны входить:

Инструменты и материалы для пайки.

  • паяльник (мощность около 100 Ватт);
  • газовая горелка или специальный фен;
  • припой для данного вида металла;
  • канифоль;
  • наждачная бумага или металлическая щетка с относительно мягкой щетиной

Сначала место предстоящей пайки зачищаем от загрязнений и оксидной пленки с помощью наждачной бумаги и обезжириваем участок растворителем. Растворитель по своим химическим свойствам вреден для здоровья, поэтому используйте при работе с ним индивидуальные средства защиты. С помощью фена поверхность прогревается, далее ее необходимо обработать кислотой. Под воздействием кислоты на поверхности медных радиаторов образуется химическое соединение, усиливающее проникновение припоя в структуру металла. Через несколько минут (5-7) вы можете приступить к лужению поверхности: паяльником на нее наносится тонкий слой канифоли, затем тонкий слой припоя. Осталось совсем немного: на место течи нанести небольшое количество припоя. По окончании процесса пайки радиатора своими руками всю поверхность в месте пайки необходимо еще раз прогреть.

Особенности ремонта алюминиевых радиаторов

Работать с алюминием значительно тяжелее, чем с иными металлами, поэтому неопытному мастеру браться за пайку алюминиевого элемента автомобиля не рекомендуется. Для этого существуют специальные мастерские. Если же вы полны решимости произвести этот процесс самостоятельно, то вам необходимо дополнительно приобрести активные флюсы для удаления оксидной пленки с поверхности алюминиевого радиатора в месте его повреждения.

Схема газовой сварки алюминия.

Как правило, мастера используют в этом случае флюсы 34-А, НИТИ-18 или их аналоги.

В домашних же условиях оксидная пленка удаляется механическим путем: канифоль смешивается с металлическими опилками и хорошо прогретым паяльником этой смесью обрабатывается поверхность в месте повреждения.

Такой своеобразный “скраб” для поверхности алюминиевых радиаторов призван выполнить две задачи: металлические опилки счищают оксидную пленку, а канифоль противостоит появлению новой.

Непосредственно пайка алюминиевого изделия в дальнейшем не будет принципиально отличаться от аналогичного процесса для медного радиатора.

Учесть необходимо только то, что температура плавления алюминия очень сильно отличается от аналогичного параметра меди.

Придется постараться, чтобы своими действиями не привести радиатор в состояние, которое не будет поддаваться ремонту.

Ремонт крупных повреждений

Крупная трещина (или иное повреждение) на радиаторе авто устраняется путем припаивания на место повреждения медной или латунной заплатки. Процесс этот не отличается особой технологичностью: в той же последовательности обрабатываются места пайки на поверхности и на заплатке, действия будут аналогичны. Вопрос может состоять только в сочетаемости металлов. Марка латуни и марка меди могут принципиально отличаться как по физическим параметрам, так и по требованию к использованию флюсов. В этом случае качество пайки будет низким. В идеале нужно использовать заплатки из того же материала, что и сам радиатор.

Для алюминиевых радиаторов в домашних условиях припаять заплатку практически невозможно.

Паяльник для радиаторов

Секреты пайки радиаторов в домашних условиях

  • Ремонт медного радиатора
    • Особенности ремонта алюминиевых радиаторов
    • Ремонт крупных повреждений

Практически для каждого автовладельца важно знать, что пайка радиатора вполне осуществима в домашних условиях. Перед тем как приступить к пайке автомобильных или иных радиаторов, необходимо ознакомиться с основными секретами этого процесса и получить определенные навыки работы с паяльником.

Схема автомобильного радиатора.

Нужно использовать определенные знания о свойствах цветных металлов:

  • при контакте с воздухом (точнее, с влагой, которая присутствует в воздухе) на поверхности металлов образуется оксидная пленка, которая противостоит получению надежного контакта металла и припоя;
  • для каждого металла существуют определенные припои и присадки (флюсы), ускоряющие реакцию взаимодействия:
  • чем выше температура поверхности, тем легче будет произвести пайку изделия

Ремонт медного радиатора

Для пайки вам необходимо иметь небольшой набор инструментов и материалов. Сюда должны входить:

Инструменты и материалы для пайки.

  • паяльник (мощность около 100 Ватт);
  • газовая горелка или специальный фен;
  • припой для данного вида металла;
  • канифоль;
  • наждачная бумага или металлическая щетка с относительно мягкой щетиной

Сначала место предстоящей пайки зачищаем от загрязнений и оксидной пленки с помощью наждачной бумаги и обезжириваем участок растворителем. Растворитель по своим химическим свойствам вреден для здоровья, поэтому используйте при работе с ним индивидуальные средства защиты. С помощью фена поверхность прогревается, далее ее необходимо обработать кислотой. Под воздействием кислоты на поверхности медных радиаторов образуется химическое соединение, усиливающее проникновение припоя в структуру металла. Через несколько минут (5-7) вы можете приступить к лужению поверхности: паяльником на нее наносится тонкий слой канифоли, затем тонкий слой припоя. Осталось совсем немного: на место течи нанести небольшое количество припоя. По окончании процесса пайки радиатора своими руками всю поверхность в месте пайки необходимо еще раз прогреть.

Вернуться к оглавлению

Работать с алюминием значительно тяжелее, чем с иными металлами, поэтому неопытному мастеру браться за пайку алюминиевого элемента автомобиля не рекомендуется. Для этого существуют специальные мастерские. Если же вы полны решимости произвести этот процесс самостоятельно, то вам необходимо дополнительно приобрести активные флюсы для удаления оксидной пленки с поверхности алюминиевого радиатора в месте его повреждения.

Схема газовой сварки алюминия.

Как правило, мастера используют в этом случае флюсы 34-А, НИТИ-18 или их аналоги.

В домашних же условиях оксидная пленка удаляется механическим путем: канифоль смешивается с металлическими опилками и хорошо прогретым паяльником этой смесью обрабатывается поверхность в месте повреждения.

Такой своеобразный «скраб» для поверхности алюминиевых радиаторов призван выполнить две задачи: металлические опилки счищают оксидную пленку, а канифоль противостоит появлению новой.

Непосредственно пайка алюминиевого изделия в дальнейшем не будет принципиально отличаться от аналогичного процесса для медного радиатора.

Учесть необходимо только то, что температура плавления алюминия очень сильно отличается от аналогичного параметра меди.

Читать еще:  Раствор для кладки печи своими руками

Придется постараться, чтобы своими действиями не привести радиатор в состояние, которое не будет поддаваться ремонту.

Вернуться к оглавлению

Крупная трещина (или иное повреждение) на радиаторе авто устраняется путем припаивания на место повреждения медной или латунной заплатки. Процесс этот не отличается особой технологичностью: в той же последовательности обрабатываются места пайки на поверхности и на заплатке, действия будут аналогичны. Вопрос может состоять только в сочетаемости металлов. Марка латуни и марка меди могут принципиально отличаться как по физическим параметрам, так и по требованию к использованию флюсов. В этом случае качество пайки будет низким. В идеале нужно использовать заплатки из того же материала, что и сам радиатор.

Для алюминиевых радиаторов в домашних условиях припаять заплатку практически невозможно.

Ремонт радиатора: Паяльники наголо!

Середина осени – последний срок, когда можно привести в порядок систему охлаждения перед заливкой свежего антифриза. Известного, кстати, не только своей морозоустойчивостью, но и способностью просачиваться даже через микроскопические щели. А тут, как назло, потек радиатор…

Паять – не клеить

На первый взгляд, в эпоху суперклеев, «холодной сварки» и прочей всемогущей химии браться за такое архаичное дело, как пайка, вроде неловко. Но при ремонте радиаторов использование полимерных препаратов далеко не всегда оправдано. Не стоит забывать о вибрациях, перепадах температур, разности коэффициентов теплового расширения металла и пластмассы; а если добавить сюда еще ценовой фактор и прочностные показатели… Например, в местах, где патрубки крепятся к бачкам, «холодная сварка» не всегда выдерживает вибронагрузки, которые передаются от двигателя через резиновые шланги. То же самое можно сказать о заливной горловине. А растворяющиеся в тосоле присадки при определенных условиях приводят к снижению пропускной способности радиатора. Словом, паяное соединение ничем не хуже клеенного. Главное, чтобы ваш радиатор не был алюминиевым – этот металл паяют по особой технологии.

Особенности

Традиционно считалось, что паять радиатор, даже латунный, могут только специалисты – медянщики. На самом деле, ничего хитрого в этом нет, главное – найти паяльник нужных размеров и мощности да освоить пару несложных приемов. К тому же, процедуру пайки можно повторять снова и снова неограниченное количество раз – до достижения полного успеха.

Пайка такого крупного узла как радиатор имеет свои особенности. Во-первых, место утечки обычно загрязнено отложениями охлаждающей жидкости или продуктами окисления. Во-вторых, требуется нагревать большую массу металла. И наконец, нужно учитывать вибрации кузова, поэтому при ремонте наиболее нагруженных элементов (патрубков, мест крепления радиатора к кузову) для прочности следует накладывать больший слой припоя, чем рекомендуется обычно.

Пока паяльник холодный, его жало нужно освободить от окалины напильником, по мере нагрева смазать рабочую кромку флюсом и тщательно покрыть слоем припоя, как бы втирая его. Если это не сделать, возникнут проблемы с прогревом деталей и набиранием припоя на жало.

Место пайки необходимо до блеска очистить скальпелем или наждачной бумагой. Если вы собираетесь запаять отверстие в бачке или трубке радиатора, по его краям следует очистить полосу шириной 3-4 мм, а саму пробоину освободить от загрязнений. Бывает, что, только вырезав соседнюю трубку, можно добраться до протекающей. Впоследствии ее нужно полностью заглушить – устройство радиатора позволяет лишить его определенной части «сот» (до 20%). При ликвидации трещины в месте крепления патрубка нужно расчистить щель и ее края. В любом случае не забудьте вылить из радиатора охлаждающую жидкость и оставить горловину открытой.

Очищенное место пайки нужно хорошо прогреть паяльником, после этого расплавившаяся канифоль ляжет тонким слоем (избегайте перегрева, при 315°С она обугливается).

Набрав на паяльник припоя и перенеся его на нагретую деталь, несколько раз проведите по металлу жалом. Если все сделано правильно, припой стечет с жала и закрепится на местах, покрытых флюсом.

В случае, когда на залуженной поверхности останутся не покрытые припоем раковины, нужно очистить их от остатков флюса, внести туда свежую канифоль и повторить лужение в данном месте.

После лужения на место пайки добавляют порцию припоя, который в расплавленном виде «натягивается» на отверстие или трещину. Чтобы не делать большой шов, на дыру можно наложить латку из жести. Шов больших размеров можно запаивать по частям, теплоемкость радиатора позволяет заново расплавить припой на одном краю шва, не нарушая уже остывший слой в его начале. Можно также, используя паяльник меньшей мощности, загладить уже застывший припой на еще теплой детали, чтобы придать ей товарный вид.

Этому учат в школе

Согласно учебникам по слесарному делу пайка – это процесс создания неразъемного соединения деталей специальным сплавом (припоем). В отличие от другого популярного метода – сварки, при пайке соединяемые металлы не расплавляются, плавится лишь припой, который смачивает обе детали и заполняет зазор между ними. После остывания и кристаллизации припой, сцепившись с обеими поверхностями, подобно клею, надежно связывает их. Прочность зависит от чистоты поверхностей, нагрева (важно расплавить припой, нагреть детали и определенное время выдерживать необходимую температуру). Значение имеют особенности выбранных припоя и флюса, а также свойства материалов ремонтируемых деталей.

Паяльник – половина успеха

В большинстве случаев для пайки радиатора нужен массивный паяльник мощностью не менее 100 Вт. Но поврежденную трубку вполне можно паять и обычным 60-ваттным. Многое зависит от того, насколько эффективно паяльник передает свою температуру детали. Это, в свою очередь, обусловлено правильностью залуженности жала, наличием достаточного количества припоя в месте контакта жала с деталью и тем, под каким углом относительно ремонтируемой поверхности вы держите паяльник.

Кроме электрических, применяются также паяльники, нагреваемые на открытом огне. Принципиальной разницы в их использовании нет, разве что в процессе пайки приходится дополнительно контролировать нагрев и остывание рабочей части инструмента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector